Эксперты Кадастровой палаты рассказали о публичных сервитутах
Право пользования земельным участком может быть ограничено публичным сервитутом. Что такое публичный сервитут, кем он устанавливается, и изымаются ли земельные участки, в отношении которых он установлен, у собственников? На эти и другие вопросы ответила начальник отдела инфраструктуры пространственных данных Кадастровой палаты по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ирина Махонина.
Отношения, связанные с ограниченным правом пользования чужой собственностью в целях обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения на определенный срок или бессрочно, являются отношениями по установлению публичного сервитута.
Публичный сервитут может быть установлен в целях прохода и проезда через земельный участок для обеспечения свободного доступа граждан к объекту общего пользования, для проведения дренажных работ, прогона животных, сенокошения, а так же для размещения и эксплуатации линейных объектов (дорог, линий электропередач, тепловых и водопроводных сетей и т.д.). Например, если доступ к пожарному водоему возможен только через ваш земельный участок и затруднен для соседей и проезда спецтехники, на этот участок может быть установлен публичный сервитут.
Решение об установлении публичного сервитута принимается органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по ходатайству заинтересованного лица. О намерении установить публичный сервитут органы власти оповещают граждан с помощью средств массовой информации (местные газеты, официальный сайт органа власти) и размещения информационных сообщений в общедоступных местах.
Таким образом, органы власти вправе разрешить заинтересованным лицам проводить на чужом участке ремонтные, строительные или реконструкционные работы дорог, объектов связи, газо-, тепло- и электроснабжения на условиях установления публичного сервитута. При установлении публичного сервитута, земельный участок у собственника не изымается, а решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено в судебном порядке.
Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости.
Если сервитут создает затруднения в использовании земельного участка, собственник данного земельного участка вправе требовать соразмерную плату за принесенные ему неудобства, заключив соглашение с лицами, в отношении которых он установлен. Однако действующим законодательством определен ряд безвозмездных сервитутов, в отношении которых плата не взимается.
За последние три года реестр границ по Архангельской области значительно пополнился сведениями о публичных сервитутах. Так в 2019 году специалистами Кадастровой палаты в Госреестр были внесены сведения о 14 публичных сервитутах, в 2020 году – о 539, а в первом полугодии 2021 года – более 2,1 тыс.
«Внесенные в реестр границ сведения о публичных сервитутах позволяют собственнику обремененного объекта должным образом соблюдать свои обязанности и права. Владея информацией об установленном сервитуте потенциальный покупатель может наглядно оценить привлекательность местоположения такого объекта и узнать о наложенных ограничениях в его использовании. Все это снижает риски, связанные с совершением сделок и нарушением действующего законодательства в процессе пользования земельным участком», - отметила Ирина Махонина.
Информацию из реестра границ о публичных сервитутах можно получить с помощью общедоступного сервиса «Публичная кадастровая карта» либо заказав выписку из ЕГРН в любом многофункциональном центре, с помощью нового онлайн-сервиса Кадастровой палаты или на сайте Росреестра.
Кадастровая палата подвела итоги горячей линии
Кадастровая палата по Архангельской области и Ненецкому автономному округу провела горячую линию по вопросам получения невостребованных документов. Эксперты ведомства прокомментировали наиболее популярные вопросы жителей региона.
Каким образом можно получить документы, неполученные в срок в МФЦ, в другом регионе?
Получить документы по результатам кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость можно в филиале Кадастровой палаты любого субъекта Российской Федерации, независимо от места совершения сделки. Для этого необходимо обратиться в любой филиал Кадастровой палаты с заявлениемо выдаче документов по экстерриториальному принципу. Выдача готовых документовосуществляется в течение 30 дней. По истечении указанного срока документы будут возвращены по месту хранения. Адреса и телефоны филиалов Кадастровой палаты опубликованы на официальном сайте Федеральной кадастровой палаты.
Какие есть способы получения невостребованных документов?
Невостребованные документы могут быть выданы заявителю следующими способами:
– в филиале Кадастровой палаты по месту хранения документов (бесплатно, в день обращения);
– в филиале Кадастровой палаты любого субъекта Российской Федерации, отличном от места хранения невостребованных документов (бесплатно);
– курьерской доставкой при обращении в филиал Кадастровой палаты по месту хранения документов (на платной основе).
Обращаем внимание, что способполучения невостребованных документов определяется заявителем самостоятельно в заявлении о выдаче таких документов.